Закрытию летнего сезона многодневных походов 2000 года посвящается.
Касимов - Муром
- Извините, будьте так любезны не подскажете ли мне, один вопрос?
- С удовольствием, что Вас интересует?
- А далеко ли здесь до Парижа?
- ?????.Далеко ли? Да, весьма далеко ли. Практически даже очень далеко ли. Одним словом, совсем не близко......
(23:30 p.m.. Берег Оки. Касимов 70. Муром 60.Группа байкеров числом в 22 человека Обсуждение дальнейшего пути)
Приходят жители стольного града Киевского к славному богатырю Алеше Поповичу и говорят:
- Выручай, Алеша, Змей Горыныч озорует, к городу приступает!
Отвечает им богатырь:
- Дело сложное, месяц думать надо.
- Так за месяц он нас всех пожрет!
Вдругорядь обращаются они к еще более славному богатырю Добрыне Никитичу.
- Добрыня, не дай пропасть. Змей проклятый хочет нас извести. Спасай!.
Молвит им еще более славный богатырь.
- Дело это не простое, неделю думать надо.
- Да за неделю он весь город спалит!
Совсем отчаявшись, вопрошают храбрейшего и славнейшего богатыря Илью Муромца.
- Илюша, челом бьем. Змей поганый смерти нашей ищет. Заступись!!!
Отвечает им храбрейший и славнейший богатырь.
- Подайте мне коня моего доброго. (подводят коня)
- Подайте мне меч мой - надежу, кольчугу, шлем и латы (приносят и это).
- Так, что же, Илюша, ты думать совсем не будешь, задача ведь не простая ???
Ответствует им богатырь, страгивая коня.
- Нечего тут думать, сматываться надо .....надо.....надо....(послушно повторило эхо)
(История государства Российского)
Отчет
Место действия: Москва - Рязань - Ф....- Касимов - Елатьма - Дмитриевы Горы - Муром - Черусти - Москва.
Время: Отправление в пятницу 11 августа (21:49). Казанский вокзал. Прибытие в понедельник 14 августа (0:45). Казанский вокзал.
Участники: Анатолий (Ветролет), Алексей (Алекс), Алексей (Йог), Алексей, Андрей, Андрей, Арсений (Сеня), Василий, Владимир (Володя), Денис & Маша, Денис (собственно я), Дмитрий, Игорь, Лариса & Сергей, Люда, Максим, Михаил, Наташа, Николай (Nik), Света - всего 22 человека.
Маршрут: Электропоездом до Рязани. Ночевка в Рязани. Электропоездом до Ф.... Общим поездом до ст. Касимов. Касимов. Краеведческий музей. Обед. Елатьма. Дмитриевы горы. Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Ужин. Краеведческий музей. Поездом до Черусти. Электропоездом до Москвы.
Путь: 150 км.
Настоящий поход был составлен Николаем, в расчете на посещение Касимова и осмотр Мурома. Была мысль коротенько осмотреть Касимов, так просто, что подвернется под руку и уж в Муроме развернуться по полной программе, поскольку город очень славный. В конечном счете всё вышло с точностью до наоборот, но, пожалуй, совсем не плохо.
Сперва наш путь лежал в сторону Рязани, куда было решено отправиться на хорошо знакомой рязанской электричке, что отбывает с вокзала имени Казани около десятого часа вечера, дня пятницы (см. поход Рязань - Константиново). Место и время встречи изменить нельзя, поэтому встречались как обычно на площади перед Казанским вокзалом у выхода из метро-станции Комсомольская. Заплечный рюкзак весом в восемь килограммов показался мне с непривычки тяжелым, поэтому посетил Ярославский вокзал на предмет закупки шнура резинового для крепления первого на багажник в случае крайней усталости. Скажу сразу, случая не представилось, но багажник (несмотря на строгие указания Nika) оказался вещью чрезвычайно полезной и был востребован, правда вовсе не для перевозки тургруза.
В этот раз группа собралась общим числом в 22 человека, что конечно было не самым большим числом (см. Егорьевск - Коломна, 25 чел), но для многодневки выходного дня с такой дальностью безусловно является если и не рекордом, то по крайней мере числом заслуживающим уважения. Всего было четыре девушки (хотя с другой стороны можно сказать, что было всего четыре девушки), и даже могло бы быть пять, если бы Николай лучше уговаривал. Совершив обычный маневр - заход на электричку с обратного конца, мы разместились прямо в первом вагоне. По сравнению с предыдущей поездкой в Рязань поезд был значительно сильней заполнен народом. Контролеры были те же самые и штраф выписали такой же. Была отмечена следующая физико-математическая закономерность: злость народонаселения в объеме электрического поезда прямо пропорциональна плотности его
размещения в данном объеме и обратно пропорциональна количеству свободных мест. Интеграл от злости по времени от нуля до полутора часов равен членовредительству, плюс константа - акустически-словестная составляющая, которая от времени не зависит. Доехали нормально, даже кратко перекусили около половины двенадцатого ночи. По дороге выяснилось, что у Толика сломана правая педаль и перспективы его доезда до Касимова и уж тем более Мурома весьма туманны. Сердобольные пассажиры помогали с ремонтом: один мужик делом, а остальные словом, что совсем не удивительно в стране живородящего консенсуса, коллективного разума и всеобъемлющих советов, годящихся на абсолютно все случаи жизни, только не для дела.Приехали на станцию Рязань - 1 в первом часу ночи. Путь до гостиницы занял около получаса. Все дальше и дальше отдалялись мы от центра города, как нам казалось в поисках наиболее дешевой гостиницы. Наконец, пересекли небольшой ручеек и очутились на свободном пространстве земли с травкой под ногами, огнями города вдали
и двумя футбольными воротами совсем рядом. В ожидании дальнейших указаний вся группа замерла в немом молчании. Вдруг откуда-то, как бы даже и сверху (была непроглядная темень) раздался бодрый и радостный голос Николая, сообщивший нам о том, что искомое место найдено и заночуем мы прямо здесь. Еще были произнесены слова о небольшом extreme, на которые тогда мало кто обратил внимание (уже в который раз совершенно напрасно). Сложив пенки в ряд, завалились спать.Рязанская ночь удивительно тиха и спокойна: веет теплый ветерок, слышится лай собак вдали, на небе ни облачка - видны все звезды и прочие источники света. Приблизительно в течение часа рассказывались разные истории, шутки и анекдоты. Наблюдавшие за падениями небесных тел громко делились своими впечатлениями с окружающими. Потом все стихло, и лишь периодические мощные удары/шлепки по разным частям тела выдавали истинное занятие байкеров ночью - охоту на местных рязанских кровососов (см. комары). Метод охоты называется ловля на живца. Замечено, что на оголенные части тела комар заманивается значительно лучше, нежели на части тела закрытые, например, подшлемником. Опять же звук от удара по коже значительно сильнее, чем от него же, но по одежде. Таким образом звонкий шлепок и сильное ощущение в месте удара позволяет не только получить громадное наслаждение от заключительной стадии охоты, но также сообщает окружающим о твоей удаче, дабы и они разделили твою радость. Поднявшись в шесть часов утра, мы обнаружили, что стойбище наше расположено на пустыре. С одной
стороны находилось болото с трясиной, камышами и узкой тропинкой посреди, а с другой - свалка мусора. Сам же пустырь представляло собой нечто среднее между футбольным полем, грунтовой дорогой и местом выпаса коров (выгула собак и иных хвостатых/четвероногих). Попасть туда можно было только по узкой тропинке, что вела через болото. Как это ни странно, но ночью мы как раз по ней и проехались. Абсолютно все сошлись на мнении, что в данном случае ни GPS, ни тем более водитель GPSа ни при чем, и по всей видимости кто-то свыше вел нас и направлял.В 6:47 из Рязани отправлялась электричка до станции Ф (Фокино, Федино, Федунино......) Посадка была довольно нервная, в силу значительного заполнения народом пришедшей электрички. Все три часа, пока поезд шел до Ф, байкеры были заняты решением сложнейшей логической задачи с взаимоисключающими условиями. Если стоять в поезде, то не заснешь, но зато тяжело держать байк и подгибаются ноги. Можно сесть на скамейку. Тогда байк держать легко, ноги не подгибаются, но начинает падать голова. В этом случае можно положить голову на байк. Получается, что голова не падает, ноги не подгибаются, байк держать вроде бы тоже легко. К сожалению есть один нюанс - можно упасть со скамейки прямо с байком, по причине того, что засыпаешь. Вывод
- надо вставать. Замкнутый круг.На станции Ф состоялась реактивная посадка в поезд до Касимова. Несколько человек запрыгнули в последний вагон поезда, где встретили яростный отпор проводников, то есть проводниц. Как нам было сказано, это московский вагон, к поезду он прицеплен, в нем все едут отдыхать и сесть в него решительно невозможно. При этом мы еще удивляемся, почему в провинции (а ей мы считаем всю остальную Россию) не любят Москву и ненавидят москвичей (конечно далеко не все и не везде, но мнение весьма распространенное). Настоящим сюрпризом стала невозможность решить вопрос с применением финансового источника. Соседний вагон был общий, с двумя рядами кресел по обе стороны прохода. Видимо вагон был "немосковский", и нас туда не только пустили, но даже специально открыли одну из дверей. Поезд до Касимова шел целых четыре часа. Шел он исключительно медленно по одноколейной дороге. Старенький тепловозик тащил несчастные четыре вагона со скоростью пятнадцати километров в час. Примерно на половине пути лес за окном стал напоминать бурелом/лесоповал. Любуясь в окно красотами природы (а больше все равно делать было нечего), можно было легко прийти к выводу о том, что недавно в сих благословенных местах прошел сильный ураган. На протяжении десятков километров одни деревья были срезаны на высоте двух - трех метров, другие повалены, а третьи вообще вырваны с корнем. Обычное дело, когда встречаются поваленные и вырванные с корнем сосны (их слабая корневая система расположена почти на поверхности) или сломанные ели. Тут и там нам попадались сплошь сломанные и поваленные березы (дерево это имеет очень плотную древесину и его весьма не просто повалить). По всей видимости совсем недавно здесь прошел расчистной поезд, поскольку дорога с обоих сторон была окружена частоколом из на половину спиленных стволов деревьев. Временами недопиленные ветки задевали за проходящие вагоны, так что далеко высунув в окно голову или другую важную часть тела очень даже легко можно было получить по ней веткой или елкой. К счастью мы все были в велошлемах и ничего не боялись. Совершенно измучившись поездной скукой и однообразием, двое из нашей группы решились сойти на промежуточной станции и продолжить путь до Касимова способом наиболее естественным для байкера. Им предстояло преодолеть около восьми десятков километров. Трезво оценивая свои силы, никто более на данный подвиг не решился. Договорились встретиться с ними в городе Касимове. Провожаемые добрыми словами и напутствиями (вроде тех, что а сейчас все дружно и громко простимся с друзьями, поскольку видим их в последний раз) Андрей и Алексей осуществили покидание поезда, и нас осталось только двадцать (зато каких).
Город Касимов, основанный в 1152 году, находится на берегу реки Оки. Станция с одноименным названием расположена всего в 10-12 км от города. Сейчас в городе располагается золотообрабатывающая фабрика, которой мы совершенно не интересовались, мечеть с минаретом и куча церквей, разной степени сохранности после семидесяти лет славного пути в светлое будущее. Сам город очень небольшой - в основном одно-двухэтажные домишки. На въезде в местопоселение группе предстояло преодолеть очень веселый подъем. Закручиваясь винтом, он шел практически от поймы Оки и до самой верхней точки города. Преодолевая этот подъем, каждый из нас совершенно
точно мог прийти к окончательному осознанию причин, побудивших его заняться MTB в общем и принять участие в данном походе в частности. Сверху горки нас ждала продавщица мороженного, у которой помимо самого мороженного (в великом количестве и разнообразии) мы получили полное разъяснение о расположении местных достопримечательностей и харчевни. Первым делом было решено посетить краеведческий музей, что расположен в бывшем доме имении городского головы - купца первой гильдии Алянчикова. В самом музее к глубокому разочарованию смотреть практически нечего. Справедливости ради стоит отметить, что нам показали очень интересную выставку самоваров. Оказывается эти сосуды для чаепития бывают самой различной формы: от традиционного цилиндра и до наиболее экзотичных образцов в форме яйца или жёлудя. Так же понравился экземпляр, работающий на керосине и прообраз кухонного комбайна/скороварки - самовар в котором можно одновременно готовить первое, второе и чай. Так как группа у нас была очень большая, то нам специально подобрали "походный" самоварчик на 480 литров. Изготовлен сей монстр тульскими мастерами в ознаменование какой-то очередной годовщины. Нам не удалось найти желающего везти этот агрегат (очевидно рюкзаки были несколько маловаты).Экскурсовод, весьма приятная и знающая сударыня, постаралась рассказать нам о городе как можно больше. Очень здорово когда человек так много знает о своем городе. Решили заехать к ним еще раз через пару лет на 850-летие города. Прямо с балкона музея можно увидеть три церкви: Вознесенский собор, Успенский и Троицкий. Вознесенский собор был вначале принят нами за мечеть. Дело в том, что главный купол увенчан крестом, заключенным в круг. Ранее по известной советской традиции в соборе располагался склад местного завода (не важно какого, но производящего какие-то железяки). Директор завода был в Прибалтике и видел подобные кресты на католических храмах. Возвернувшись в родные пределы, сей храмостроитель из подручного материала соорудил крест на "своем" храме, видимо справедливо рассудив о том, что на церкви обязательно должен быть крест. Как я уже сказал в то время был социализм, а значит хороший металл валялся буквально под ногами. В итоге мы имеем, то что имеем. Запущенный и полуразрушенный храм сверху увенчан практически новеньким и сияющим крестом (в круге) их нержавеющей стали.
Также видели действующую мечеть с минаретом и гробницу Али-Хана. В завершении осмотра города посетили древнейший храм Касимовской области. Город оказался весьма небогат в смысле расположения точек питания, поэтому обедали в сомнительной столовке. В этот момент нас догнали Андрей с Алексеем. Мы порадовались их чудесному подвигу в 83 километра длиной за три часа астрономического времени, а еще более тому, что нас с ними не было. Так или иначе, но группа вновь объединилась. В этой же столовке встретили группу из Коврова. Совсем неплохие с виду ребята категорически сурово и окончательно не понравились Алексу, не понравились и все тут. Видимо такой был день. Сначала он отказался за них поднимать тост, хотя никто его к этому не принуждал. Впоследствии оказалось, что и целоваться с ними как Хоннекер с Лёней Брежневым он тоже не хотел (хотя к этому его никто не принуждал тем более).
Переход Касимов - Елатьма особо ничем не запомнился. Проколов и поломок не было. Однажды остановились на технологический перерыв по поводу ремонта нового байка Nika и зеленый перерыв для всех остальных. Моментально в близлежащей роще Наташей были найдены белые грибы в количестве десяти штук и дикие яблоки без счета. В один момент яблоки были съедены голодными байкерами, а грибы все же решили отложить до вечера, чтобы предпринять попытку их сварить перед употреблением. По дороге посетили в одной из деревень местный, но очень приличный магазин, где закупились едой на ужин. В Елатьме набрали воды из колонки, сфотографировались с сельскими детьми и ободрали яблони перед зданием ПТУ. На середине пути до деревни Дмитриевы Горы - конечной точки нашего дневного маршрута видели очередной памятник социализма(му). Посреди глухого леса и при полном отсутствии иных признаков биологической и разумной жизни стоит ржавая металлическая стела с вертикальной надписью аршинными буквами БОЛЬШЕВИК. Кто такой он, Этот большевик, и куда он пошел осталось тайной, похороненной временем и обломками рухнувшего строя. Было предположение, что это могила последнего большевика. Непонятно.
В 23:20 вечера добрались в деревню Дмитриевы Горы. Сначала хотели зайти в деревню чтобы набрать воды и заночевать в местной школе. После бурных, но совершенно бесполезных дебатов, было решено остановиться на ночевку на берегу Оки, благо он находился в двухстах метрах от деревни, а воду пить из нее же, предварительно вскипятив. На самом берегу повстречались с рыбаком от которого узнали массу полезной информации, начиная от удобного места стоянки и кончая особенностями местного жизнеустройства и традиций. Селянин сумел русским языком, без использования ненормативной лексики (чудо из чудес), доходчиво и внятно объяснить нам, что гостиниц в деревнях нет и не бывает, а в их деревне, например, нет дома колхозника, что далее по берегу есть действующий паром, но в час ночи он "уже" не работает, да и делать на том берегу нам совершенно нечего, поскольку там абсолютно и категорически ничего нет. Так же он предложил нам указать место, где чудесно берет рыба. Мы тактично отказались, сославшись на то, что рыбачить в этот раз у нас попросту нет желания. Вежливо попрощавшись, мы пошли своей дорогой, а рыбак своей. Больше в этой жизни мы его не встречали.
Время было уже позднее и сил хватило только на приготовление ужина. Потом мы его незамедлительно съели. Группа продвинутых байкеров: два Алексея, Игорь и я (хоть и не продвинутый, но в голову ударило тоже) осуществила ночное купание в Оке. Сначала хотел доплыть до середины реки, поскольку течение там совсем не быстрое
, но на четверти почему-то передумал и повернул назад. Остальной народ сказал, что вода холодная, на берегу тоже холодно - одним словом, уклонился от подвига. Поужинав, все легли спать во втором часу ночи. Предварительно состоялась небольшая дискуссия с целью выяснения количества байкеров в наличии, а главное его соответствия числу имевшихся койко-мест (спальник&пенка). Комариков в воздухе почти не было, а тучки на небе, по словам Толика, обещали довольно теплую ночь.Как выяснилось с температурой он был совершенно прав, но кроме того, тучки обещали еще и дождь. В три часа пятнадцать минут по полуночи обещание было исполнено. Сначала немного покрапав, дождь постепенно усилился и еще через десять минут полил основательно. Пять минут спустя даже самые стойкие
байкеры поняли, что они совершенно выспались, полны сил и просто горят желанием продолжить путь. Выслушав обычное в таких случаях пожелание-напутствие о том что наш поход окончен, что всех благодарят за участие и что встретиться можно в Москве, держа направление на Пампуша (см. памятник Пушкину), мы резво и весело приступили к сбору рюкзаков. Алекс с Людой отказались выходить из палатки. Всем остальным выходить было некуда и мы договорились по возможности встретиться с остающимися в городе Муроме. Группа уже практически решила начать движение, как вдруг выяснилось, что у Николая спущено переднее колесо. Nik занялся ремонтом под проливным дождем, а остальные забились под тент, где, держа его над головой, весело провели время, рассказывая анекдоты и случаи из личной жизни, применительно к создавшемуся положению. Картина со стороны напоминала известную сцену из фильма "Броненосец Потемкин". Только вместо брезента был тент, а вместо матросов - байкеры ("Байкеры в потемках"). Все это время, сборов и ремонта, Толик-Ветролет не подавал признаков жизни в своей одноместной палатке. Буквально за пять минут до отъезда из ее недр донеслись первые еще робкие и неясные звуки подъема и пробуждения. Диалог Толика и Николая стоит привести полностью, поскольку это просто песня.Nik:
- Толик! (нет ответа), ТО-ЛИК!! (нет ответа), (подходя совсем к палатке) ТОЛИК!!!!! (слышно на том берегу реки)Толик: (слабым-слабым голосом):
Чего?Nik:
Толик, ты поедешь с нами?Толик (слабым голосом)
Чего?Nik:
Толик, мы уезжаем, ты поедешь с нами?Толик (через две минуты задержки):
А можно, простите, узнать зачем так рано?Nik:
Толик, идет дождь, мы уезжаем, ты поедешь с нами?Толик:
Чего?Nik:
Тогда встретимся в Муроме, ты знаешь дорогу?Толик:
Я не могу вылезать на дождь. Давайте лучше подождем.Nik:
Толик, идет дождь. Всё мы уезжаем.Толик:
Я тогда не поеду.
Проходит десять минут. Группа трогается с места. В этот момент из палатки Толика раздается громкий рев - сирена
(слышно в г. Муроме) : "РЕБЯТА, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ??!!!". Все останавливаются.Nik:
Толик, что случилось?Толик:
Я ХОЧУ-У-У С ВАМИ. ПОДОЖДИТЕ!!!!!Nik:
У тебя еще даже палатка не собрана. Встретимся в Муроме.Толик:
Подождите! Подождите! Я еду!! (из палатки по-прежнему не вылезает)Все уезжают. Занавес.
Покинув Дмитриевы Горы, мы двинулись по намеченному маршруту. К счастью дождь заметно ослабел и уже через час движения перестал совсем. В этот момент везение на поломки (вернее их отсутствие), сопутствовавшее такой большой группе как наша, внезапно закончилось. На полной скорости и без каких-либо видимых причин, за исключением старости, у Игоря лопнула задняя покрышка. Запасной покрышки ни у кого не было. Внеплановая остановка продлилась два часа, в течение которых нас последовательно догнали, сначала Толик, который останавливал по дороге все встречные машины на предмет выяснения нашего местонахождения, а еще через пол-часа и Алекс с Людой. На самом деле все были этому чрезвычайно рады. Таким образом, Игорь выступил как объединитель группы. Остается загадкой как и каким образом удалось ему починить лопнувшую практически по всему периметру боковины покрышку, но факт остается фактом с помощью клейки, шитья и таинственных магических заклинаний, известных только посвященным, покрышка была восстановлена и даже прошла потом оставшиеся 50 км до Мурома. Не рискуя съезжать на грунт, боясь потерять Игоря, который, надо сказать, умудрялся между делом (в велопоходе обычно все заняты одним делом - крутят педали и экономят силы) снимать нас на видеокамеру, постоянно обгоняя и догоняя группу, мы проделали оставшийся путь исключительно по асфальту.
В одной из проезжаемых деревень посетили магазин. Магазин был никудышный, так как в нем не было в продаже двадцати двух бананов и пришлось взять только одиннадцать, с последующим их размножением методом деления. Напротив магазина стоит памятник под названием Ильич Указующий. В данном случае вождь указывал непосредственно на магазин, куда видимо и должны двигаться товарищи, желающие вступить на правильную дорогу. У основания памятника можно было очень удобно расположиться на перекус, что мы и сделали. Отдыхая и делясь впечатлениями об увиденном, мы не заметили как подъехал местный байкер на крутейшем велосипеде Peuguet (видимо с намеком на Пежо). Недостающие спицы в колесе были заменены на стальные трехмиллиметровые прутки, закрепленные к ободу и втулке методом сварки, отнюдь не точечной, но весьма прочной.
Уже на подъезде к Мурому была предпринята попытка установки рекорда средней скорости. Недавно на одном из этапов гонки Тур-де-Франс Нейл Армстронг побил державшийся пять лет рекорд средней скорости. 180 км этапа он пролетел со средней скоростью 54 км в час. Видимо отдельным байкерам идея побить рекорд показалась весьма привлекательной. Замечу лишь, что показанный результат был более чем скромный - каких-то 38 км в час. Всю дорогу от Дмитриевых Гор до Мурома я был занят тем, что вез на багажнике накопившийся мусор. Удовольствия не получил, но значок "Пятьдесят километров (с мусором)" мне явно полагается.
В районе двенадцати часов дня мы наконец-то добрались в Муром. На проезжающие транзитные поезда билетов не было и единственным шансом на отъезд из города в приемлемые сроки оставался поезд Муром - Черусти, отбывающий в 17:15. В силу сложившихся обстоятельств: недостатка времени, сильного голода и недосыпа пришлось
ограничиться посещением Спасо-Преображенского мужского монастыря, обедом и стремительной экскурсией в краеведческий музей. Прежде всего мы заехали в кафе "Славянское", где разместили заказ на питание двадцати двух изголодавшихся туристов. Далее стремительным броском посетили монастырь. В практически полностью восстановленном центральном соборе монастыря - церкви Преображения, находятся святые мощи большого количества святых, разной святости и древности. В том числе, как было написано на табличке там лежат Петр и Феврония. В последствии экскурсовод(ша) краеведческого музея опровергла данное утверждение.Вернувшись в кафе, мы приступили к одному из центральных пунктов посещения Мурома - праздничному обеду. Результатом двухчасового ночного отдыха в Дмитриевых Горах стали периодические падения байкеров на столы и стулья с погружением в сладкий сон. Другим следствием общей усталости группы стал праздник отказа от борьбы с потреблением пива и прочих горячительных жидкостей. Почему-то решил в нем не участвовать и слушал рассказы Николая о предстоящих походах. Кроме чрезвычайно завлекательных идей о посещении разных мест в Подмосковье мне стала известна страшная тайна происхождения фамилии Казымов. Поскольку все остальные байкеры (кроме по-моему четверых) были заняты праздником придется раскрыть ее прямо здесь, на страницах отчета. Все началось с того, что на предпоходном собрании группы некоторые невоздержанные на язык байкеры довольно нагло намекали на существование мнемонического ряда Касимов - Касымов - Казымов. Поэтому нет ничего удивительного, в том что по достижении в субботу вышеупомянутого города и остановки у барельефа с надписью Касимов 1152 со вех сторон раздавались дружные крики с еще более откровенными намеками на переименование города в честь Nika и уж совсем не приличные пожелания долгих лет в связи со столь древней датой рождения. Николай, будучи человеком вежливым, общительным и вообще не плохим, не обижался, по крайней мере признаков не подвал. Чтобы раз и навсегда закончить эту тему придется воспроизвести сведения, эксклюзивно представленные самим хозяином фамилии. Итак основные постулаты следующие: Казымов фамилия не татарская, а отец Николая - азербайджанец. Еще под большим секретом нам было сообщено, что южная кровь обязательно возьмет своё.......
................................. и все должны к этому готовиться.
После обеда все кто хотел посетили долгожданный музей краеведения и истории. Общеизвестно что сильная тяга к знаниям развивается только при наличия сильного движителя. Это означает, что одного желания безусловно недостаточно. Примером реализации данного утверждения на практике является наше феноменальное посещение краеведческого музея. Совершенно точно установлено, что в музей поехали все 22 человека, но когда мы осматривали последний зал в срою оставалось от силы десять самых стойких. Все дело в том, что будучи не в силах побороть сон, байкеры постепенно по одному выходили на свежий воздух. При входе в очередной зал музея, мы начинали осмотр экспозиции с поиска стула, обычно стоящего в углу. При нахождении оного, последний моментально занимался. Еще три-четыре человека прислонялись к стенам и наиболее прочным предметам экспозиции, чем вызывали вполне обоснованную тревогу и беспокойство экскурсовода. Через пол-минуты группа переходила в следующий зал, где все в точности повторялось. Таким образом, главной заботой экскурсовода стало не только не дать нам заснуть, но и никого не забыть при переходе из зала в зал. Видимо поэтому, а может еще и потому что она мало что знала, но говорила она очень быстро, на вопросы ответить не могла и очень торопилась. Запомнить о музее удалось совсем не многое: располагается он в доме Зворыкина, изобретателя телевизионной ЭЛТ, Муром основан в 862 году (хотя на самом деле значительно раньше), легендарная "прямоезжая" дорога из Чернигова в Киев действительно существует, но где она сейчас практически не известно. Еще из интересного в музее можно увидеть икону Спас Нерукотворный, оклад иконы с изображением 130-и Бого-ма-те-рей (не поручусь за правильность падежей и склонений) и большой крест, спаситель города от моровой язвы. Под конец экскурсии мы были просто расстроены и убиты, поскольку оказалось что никаких серебряных труб Муромского полка в музее нет (хотя во всех книгах про это написано).
Осмотр музея был завершен в 16:45. Времени до отхода поезда оставалось совсем мало, а с учетом байков и продолжительности посадки с ними в вагон, его не оставалось вовсе. Принимая во внимание вышесказанное, можно вообразить как мы мчались на Муромский вокзал. На самом деле удивляет только одно, как мы никого не потеряли по дороге. Все 21 человек сели в поезд и отбыли в Черусти и далее в первопрестольную. А Толик не поехал в Москву, он решил прошвырнуться до Нижнего Новгорода (каких-то 150 км). Попутно выклянчил у Андрея педаль, взамен дав свою, расколотую. Слов нет.
Совершенно не помню пространственно-временной промежуток Муром - Черусти. Выход из замкнувшегося континуума был осуществлен лишь благодаря Василию. Перед посадкой Николай сообщил всем, что на пересадку в Черусти у нас будет от силы десять минут. Сейчас совершенно ясно, что если бы Василий не сумел нас поднять, растормошить и дать строгие указания по съему байков с третьих полок, мы бы точно не успели. Пересадка была реактивно-моментальная. Понять приятные воспоминания о данном подвиге могут только участвовавшие в нем.
Прибыли в Москву в половине первого ночи в понедельник, где и расстались, взаимно пожелав друг другу удачи, и с надеждой встретиться вновь, но уже в другом походе.
P.S. Тем, кто руководствуется простой мыслью - больше походов, хороших и разных, данный вояж безусловно понравился. От себя добавлю лишь одно - поход был хороший, Касимов город замечательный, а ночевка на реке Оке (и ее окончание) запомнится. Разным поход был только в части Мурома, так как город посмотреть практически не удалось.