Шаховская - Волоколамск

Крутя педали не спеша

Стремиться байкер ввысь взлететь.

 

И вместо жесткого асфальта

Он мягко падает в сугроб....

(winter MTB riding)

 

Краткие заметки

Где: Москва -Шаховская - Белая Колпь - Ярополец - Волоколамск - Москва.

Время: Отправление в воскресенье 11 февраля (6:33). Станция Гражданская (Рижское направление). Прибытие в (около 21:20), она же.

Кто был: Андрей, Катя, Саша, Виталий, Витя, Витя, Денис, Дима, Николай (Nik), Сергей, Федор и Ветролет - 12 человек

Путь: 56 км (детский лепет).

Нарушив и буквально растоптав древнюю вельскую традицию выезжать в поход в седьмой день от сотворения мира (см. суббота), на сей раз группа выехала в поход в воскресенье. Надо сказать, что состояние погодных явлений в день субботний не внушало надежд на веселое времяпровождение. Особенно не радовал мокрый снег, который пошел вечером.

К счастью наши опасения оказались напрасными, погода 11-го февраля была отличная. Легкий морозец в минус пять градусов Цельсия и яркое солнце сопровождали нас практически на всем пути следования от Шаховской до Волоколамска. Отправление, как обычно, было назначено на шесть утра. В основном группа встречалась на Рижском вокзале, но я, Витя и Андрей подсели по дороге - соответственно на Гражданской и Ленинградской.

Караванщики, за исключением Федора, с нами не поехали, и я в очередной раз убедился, что слухи о некоторой более сильной крутости отдельных групп и велоклубов сильно преувеличенны. Электричка от Рижского до Шаховской идет ровным счетом три часа, так что у нас было время попить, поесть, поспать и в очередной раз порадоваться зимней встрече с друзьями. Около половины десятого утра мы прибыли, наконец-то, в Шаховскую. Весьма скромный маршрут лежал в сторону деревни Белая Колпь (по слухам это такая мелкая белая птица, типа цапли), где планировалось произвести осмотр имения князей Шаховских (то есть естественного того что от него осталось). Состояние дорожного покрытия было вполне сносное. Легкий снежок, накрывший дорогу ночью, вместе с морозом обеспечили достаточно шероховатую поверхность, впрочем достаточно гладкую для движения на байке. Вышли на трассу и первым делом приступили к поиску какого-нибудь лесочка, на предмет зеленой остановки. Довольно скоро лесок нашелся, но добраться до него можно было лишь преодолев метров сто по снежному насту. Впереди нас ждало еще много сюрпризов от этого снежного покрова. С виду вроде бы крепкий и привлекательно гладкий, на самом деле он тщательно скрывал свою подлую сущность - проваливаться при ступании на него человека весом более 55 кг. Также он весьма прочен на солнечной стороне и резко теряет свои качества в тени. Короче говоря преодолений этих 100 метров было весьма своеобразное. Сначала Катя и Саша гордо шагали по нему, абсолютно не опасаясь никаких сюрпризов, но на границе света и тени, там где верхушки елей заслоняли солнечный диск, наст под ними синхронно провалился и нашим глазам предстало удивительное зрелище передвижения на четырех конечностях. Говорят, что наши предки, жившие на деревьях, именно так и передвигались, так почему же нам это так сложно. Как бы там ни было но мужская часть группы осталась довольна.....

Проехав пять километров и остановившись в ожидании Саши, мы приступили к пункту первому безобразий, которых в данном походе было великое множество. Андрей, видимо сильно истомившись по катанию на байке по причине пропуска предыдущих пяти зимних походов, вытворял просто невообразимые вещи. Разогнав байк на дороге, он на полном ходу вылетал на небольшой обрыв (метра два), с которого летел вниз, втыкаясь передним колесом в наст. В дальнейшем эта процедура сопровождалась перелетом через руль с вхождением в снежный покров верхней частью головы. Вхождение осуществлялось в стиле пикирующей ласточки. При этом во все стороны летели разные части велосипеда: крыло, насос, шлем и очки. Первый раз не все видели, оператор снять не успел, поэтому полет был повторен на бис. Светившее в то время солнце создало ощущение весеннего тепла. Моментально была высказана справедливая мысль о близости весны и еще более справедливая мысль о ее близости и в ноябре месяце, по сравнению с месяцем октябрем.

Путь до деревни Белая Колпь был пройден довольно быстро. Машин практически не встречалось и рельеф был совсем не сложный. Небольшие подъемы чередовались со спусками. Через 12 километров пути мы достигли искомого и приступили к поиску достопримечательностей. Из оных в деревне присутствует церковь, весьма средней степени сохранности после 70-и летнего славного пути в еще более славное будущее, некие хозяйственные постройки, оставшиеся от имения Шаховских. Один двухэтажный кирпичный дом был заколочен, а еще одноэтажное кирпичное строение (со стенами в 3 кирпича шириной) - предположительно хозяйская псарня, представляла довольно жалкое зрелище. Крыша обрушена, ворота вырваны, а внутри из развалин засыпанных снегом перекрытий торчала одинокая поилка для коров, вся ржавая и страшная. Просто картина катастрофы....

Церковь, напротив, восстанавливается руками местных жителей и на их средства. Из любопытного стоит увидеть чудом сохранившийся каменный пол из цветной плитки и роспись церкви, выполненная местным художником в стиле примитивизма. Выглядит довольно необычно. Попики из РПЦ денег на восстановление не дают, священника не присылают и ограничились, по словам церковного старосты, лишь помпезным наездом на 500-летие деревни. Оно и понятно - это же не водкой с сигаретами торговать, тут прибыли не получишь...

После осмотра церкви мы успешно преодолели овраг с узким мостиком по середине. Катавшиеся по горке крестьянские детишки, против обыкновения, вполне адекватно реагировали на наше занятие. Потом посетили магазин с целью закупки съестного на завтрак-2. По известной традиции байки были занесены в магазин, и трапезу осуществили там же, предварительно накрыв столик скатеркой. В данном походе вновь сбылась народная байкерская примета о том, что если с нами едет Андрей, то это значит будет скатерть. Подкрепившись выехали обратно на трассу и пошли в сторону Яропольца. Еда придала нам сил, дорога весьма располагала и на некотором небольшом участке были устроены гонки на скорость. На среднем участке дороги тонкий снежный покров был сметен колесами автомобилей и поверхность была полностью ледяной. Зато ближе к обочине было довольно твердо и не скользко. На прямом отрезке и на не шипованной резине удалось разогнаться до 40,2 км/ч, а уж 35 км так вообще держать минут пять. Ветер так и свистел, настроение было просто отличное. Особенно мы были благодарны тому человеку, что вдохновил Колю на перенос похода на воскресенье.

Километров через пять дорога закончилась и нам предстояло преодолеть около полукилометра по колее большегрузного автомобиля, прошедшего прямо по полю. Всё бы ничего, только колея была довольно узкая и местами глубокая. Для того чтобы ехать по ней нужно было попеременно исхитряться прижиматься то к одной, то к другой стороне снежной кромки, чтобы не зацепиться педалями. Благополучно миновали колею и вновь вышли на асфальтированную дорогу. Здесь был совершен пункт второй походных безобразий. На сей раз задачка заключалась в том, чтобы как можно сильней разогнавшись на дороге, выскочить на снежный наст и умудриться не закопавшись в нем проехать как можно дальше. Почти все проскакивали метров 10, после чего переднее колесо проваливалось по ось, издавало жалобно-предупредительный скрип сгибающихся спиц, и в следующую секунду тело седока отправлялось в свободный полет. Монстры MTB и просто байкеры были буквально посрамлены Катей. Ей удавалось совершено свободно кататься по насту туда и обратно с возвращением на дорогу.

В предместьях Яропольца заехали в какую-то сельскую церковку с сохранившейся колокольней. На нее можно было чудесным образом забраться и увидеть замечательные виды сельских пейзажей окраин московской области. Деревенька с мелкими домишками, рядом в овраге дымок над топящейся банькой и все это на фоне белого, искрящегося и не по-московски чистого снега. Церковь была взорвана ЧКистами. Сохранилась лишь колокольня с частью центрального здания. Однако, восстановительные работы идут полным ходом - возобновлен крест, везде стоят прочные металлические леса. Стоит еще отметить подвал, расположенный под церковью. Видимо там святые отцы хранили винные запасы или просто квасили. При посещении погреба непостижимым образом ножки мои подогнулись, тельце опрокинулось и, съехав по наклонной снежной горке, я буквально влетел в погребок вниз головой, под ноги вошедшим перед мной товарищам. Что тут скажешь, никаких заправок горячительными жидкостями до того момента не осуществлялось. Все это наветы и я их отвергаю.

Около часа дня Вель добрался в город Ярополец, где в восстановленном имении-усадьбе Чернышевых располагается известная всем маевцам база отдыха Авиационного института. Попутно выяснилось, что из 12 человек четверо имели счастье провести 5,5 лет в стенах этого феноменального заведения, готовящего специалистов весьма широкого профиля. Архитектурно имение представляет собой полукруг с центральной площадью. Одноэтажные здания выкрашены в красный цвет, а на въезде стоят две башенки в виде шахматных ладей. Мы не пришли к однозначному мнению, одного ли они возраста с имением или нет. Интересна также церковь, находящаяся там же. Вместо креста над куполом выситься шар желтого цвета. Еще в Яропольце посетили местный краеведческий музей. Музей, как было написано на вывеске - народный. В ожидании увидеть нечто совершенно удивительное, наподобие мышкинского, мы зашли внутрь. Да, музей действительно поражает. Убогость композиции, а точнее ее отсутствие, наводит на вопрос о необходимости существования данного объекта культуры. Справедливости ради, стоит сказать, что мы конечно уже были испорчены Мышкиным, да и представленные в Яропольце экспонаты 18 века на мой взгляд не столь интересны, равно как и сам исторический период. Там же в Яропольце, ближе к его центральной части лежит в руинах усадьба Гончаровых, тех самых с которыми породнился Пушкин, взяв в жены Наталью. Сам А.С. дважды посетил имение проездом. В голову очередной раз пришла мысль о том, что хорошо тогда люди жили, ездили куда хотели, а попутно так между делом останавливались в имениях. Еще в Яропольце в руинах лежит центральный собор города. Колокольню местные жители пытались превратить в водонапорную башню, но неудачно. Вода замерзла и разорвала трубы, образовав ледяной столб - как бы сердечник, со свисающими гигантскими сосульками.

Зимние каникулы студентов уже закончились и подкормиться в столовке маевской базы отдыха не удалось. Решили как и планировалось ранее двигаться на Волоколамск. Разрывать группу было не хорошо поэтому временами скорость передвижения составляла порядка 10 - 12 км/ч. Поджидая отставших на остановке сошлись на мнении, что Федора видимо выгонят с позором из Каравана. Во-первых за катание с такой скоростью, во-вторых за катание зимой, ну уж в любом случае за отсутствие бороды непременно.

Подъезжая к городу опять видели местных бабуинов, которые приветствовали наш проезд первобытными, нечленораздельными криками Сам город Волоколамск встретил нас не ласково. Несмотря на получасовые поиски не удалось найти место для перекуса. Встречные местные жители вместо того чтобы показать дорогу в харчевню рассказывали нам разные истории о том, что это не Москва, что тут у них все бедно и что не стоит им надоедать с подобными глупостями. Пришлось довольствоваться культурной программой и закупкой съестного в магазинах.

Посетили земляной вал Волоколамска. Восхождение было суровое, потому что пришлось карабкаться с байками по практически отвесному 20-и метровому склону. Скользкий снег с ледяной коркой норовил предательски скинуть ногу ступающего вниз вместе с самим ступающим и его байком. Сопели, пыхтели и лезли наверх мы долго, но открывающийся сверху вид того стоил. Даже Толик, обидевшийся на нас за отказ посетить какой-то интересный монастырь, взял свое сердитое сопение обратно и сказал, что ему очень понравилось. С земляного вала города Волоколамска можно было чудным образом полюбоваться лучами красного солнца на закате и увидеть весь город как на ладони (что мы и сделали). Оценив высоту обрыва, дружно пришли к выводу что редкий байкер долетел бы до проходящей в самом низу дороги, более менее невредимым или даже живым.

После осмотра вала решили ехать на станцию. Из заключительных происшествий стоит упоминания лишь одно. Выполняя некий трюк на байке, практически на центральной площади города и на виду у всей группы Витя совершил мощное падение. Решили установить там памятный знак от группы Вель с надписью примерно следующего содержания: "На этом месте 11-го дня, февраля месяца, лета 2001 от Р.Х. Цветной первый раз в жизни упал через руль велосипеда, коему явлению были свидетелями одиннадцать человек вельцев, а также трое жителей города Волоколамска."

Путь обратно сопровождался веселой пирушкой в поезде и хорошим настроением всех участников похода, кроме одного. Виталик крепко спал и по его безмятежному выражению лица не было возможным понять ровным счетом ничего.....

Продолжение в следующем походе.

den г 2001 год

Hosted by uCoz