Силикаты 2001
(или погружение во Тьму)
Где: ст. Силикатная, Московская ж.д., Курский вокзал.
Время: Заброска около 13:00 в субботу 15 декабря. Выброска 14:30 в воскресенье 16 декабря.
Кто был: Дима&Инна (с Антоном), Дима, Паша, Денис, Денис (это я), Паша, Андрей.
Путь: вход №3 (он же первый и единственный) - Кольцо - Автопарк - Зубы Дракона - 2-я Централка -Яблочко (привал и лагерь) - Почтовый ящик - вход № 2 (засыпан) - Летучка - Свалка №3 - Метрополитен - 3-я Централка - Cliff - Изврат - Геркулесовы Столбы - Яблочко - (выброска тем же путем)- вход №3 (см. карту).
Идея похода была выдвинута Димой (см. Карелия, Северная Шуя, совместный гидролиз и т.д.) и состояла во внесении некоторого разнообразия в зимнее время провождение туристов-водников, равно как и примкнувших к ним веловодников и уже в свою очередь примкнувших ко вторым велосипедистов просто. За загадочной фразой вроде " А не сходить ли нам, друзья, в систему" скрывался своеобразный и чрезвычайно интригующий поход со спуском в подземелье и даже предполагавшейся ночевкой там же. Причем сходить мы туда решили именно зимой, когда температура на поверхности достигала -20 градусов и лежал белый декабрьский снег в довольно большом количестве. В пещерах же нам было обещано плюс 10 градусов тепла, безветрие, полное отсутствие света, низкие потолки, известь с глиной и всякие дополнительные примочки и прибамбасы под просто таинственными названиями типа: ракоходы, костоломы, и, наконец, на десерт - шкурники. Очевидно, что первое символизирует собой стиль передвижения по пещере, второе некоторые телесные повреждения после первого и лишь с последним было не совсем все ясно, то ли в этих местах явственно ощущается плотный телесный контакт с матушкой землей, то ли там шкуру со спелеолога снимают. Одним словом все надо было проверить лично. Что мы и сделали..........
Итак, встреча была намечена на станции метро Царицыно в начале одиннадцатого часа утра в день субботу месяца декабря 2001 года. Накануне Дмитрий (далее Сухов) строго наказал нам предварительно созвониться и быть ровно в срок, дабы остальным не пришлось убивать время в светской и совершенно бессмысленной беседе. Прикинув в уме реальное время встречи с учетом Карельского опыта по сверхбыстрому и суперскорому сбору лагеря за 3,5 часа, я все же решил прибыть на станцию в указанное время. Ведь совершает же господь чудеса. Может быть, это как раз тот случай, и водники прибудут вовремя. И действительно, мы ждали чуда, и оно произошло. Дельта опоздания Сухова составила всего 45 минут, что, безусловно, и несомненно может считаться не просто прибытием вовремя, а гражданским подвигом (далее по тексту просто подвигом). Безумцев, желающих спуститься в подземный лабиринт, собралось общим числом девять человек с учетом юнги Антона, не вышедшим пока за рубеж восьмилетнего возраста, но уже имевшего опыт четырех спелеопоходов. Помимо указанного опыта у Антона было еще очень существенное преимущество, которому мы в последствии позавидовали черной завистью, но было уже поздно и местами даже весьма больно.
Без приключений добрались до станции Силикатная и вышли по указанному в легенде направлению к входу в систему. На улице было ощутимо не жарко, что способствовало нашему резвому передвижению до точки заброски. Пришлось некоторое время поплутать на выходе из котеджного поселка, и только когда свежий декабрьский ветерок начал напоминать о не летнем состоянии погодных явлений, мы все-таки решили отловить местного языка с целью выяснения дороги к искомому месту. Моментально рядом нашлись два местных языка. Первый с трудом подходил для наших целей, поскольку мог издавать лишь некоторые звуки, зато второй на ногах стоял крепко, видел нас ясно и понял суть не простого вопроса о местонахождении Девятовской каменоломни (она же система Силикаты). Он то и проводил нас до нужного оврага, указав рукой на дырку в земле со словами "это здесь".
И действительно никакого парадного крыльца, ворот и вообще какого-то признака входа в подземное царство не существовало. Просто дыра в земле, уходящая куда-то вниз и вбок. Стоять на морозе сил не было никаких, и мы приступили к быстрому перебору снаряжения для спуска вниз. Сначала я решил не выворачивать рюкзак и даже попытался пропихнуть его в дырку как есть. Моментально выяснилась одна неприятная особенность - большой 100 литровый рюкзак, набитый ковриком, спальником, запасной одеждой, едой и горелкой с котелком, решительно отказывался лезть под землю. Цепляясь многочисленными лямками и ремешками, он всеми силами своей нехитрой бездушевной сущности пытался воспрепятствовать своему хозяину спуститься под землю, как бы говоря, куда ты, лезешь ....., (практически такими словами). Пришлось вывернуть бунтаря наизнанку, с трудом запихнуть обратно все великое количество шмотья и полезать в систему одним из последних.
Внутри было совсем не страшно и даже как-то
более спокойно, почти по-домашнему, не дул ветер,
не щипал мороз. Высота потолка составляла всего
метр с небольшим, и двигаться пришлось на
карачках, временами вставая на четвереньки. Придя в
небольшое замешательство от столь малого
жизненного объема, я приготовился потерпеть в
надежде, что метров через сто начнутся широкие и
высокие залы со сталактитами, сталагмитами,
гигантскими тенями на потолке, неясными
силуэтами и всей той загадочной ахинеей, что
показывают в фильмах о подземных путешествиях.
Но куда там, из всего вышеупомянутого в наличии
имелась лишь темнота и стены из бело-желтого
известняка. Постепенно ход стал сужаться, и мы
вступили в первый шкурник. Оказалось шкурник это
такое место в пещере, где стены, пол и потолок
сплетаются воедино, оставляя путешественнику
лишь небольшую щель для продвижения. Все
становиться предельно ясно и понятно: вот земля
со всех сторон, а вот она прямо перед тобой
возможность к спасению. Надо лишь протиснуться.
Поразительное дело, но голова становится чистой
и ясной, как не стараешься о чем-то
сосредоточенно подумать, но в мыслях только одно
- как продвинуться дальше, как не остаться здесь.
Несмотря на всю тяжесть передвижения с волочимым
рядом рюкзаком, останавливаться решительно не
хочется и всякая пусть даже секундная заминка
впередиползущего товарища вызывает вдруг
какое-то неподдельное и природное чувство гнева
и ярости. Хочется пнуть его что есть силы для
придания надлежащей скорости. Неужели же ему не
хочется поскорей продвинуться дальше, почему он
остановился?!!! В некоторых местах настолько узко,
что не удается даже отталкиваться ногами.
Приходилось ползти на одних руках, причудливым
образом изгибаясь назад для протаскивания
рюкзака. Судя по усталости, казалось, что прошло
около часа, и что мы преодолели
никак не меньше
5-и километров. На самом же деле карта сообщала
лишь о полукилометре пройденного подземелья, и
не за час, а за все два. Время как будто
остановилось или даже пропало. Лишь много позже
при выброске на следующий день мы пришли к
совершенному убеждению, что его там и не было. В
какой-то момент возникло ощущение, что мы вошли в
систему в другом, отличном от указанного на
карте, месте. Но, ура, все обошлось - вот он
указанный на схеме автопарк. Неизвестные шутники
собрали под землей целую коллекцию игрушечных
автомобилей, как дань или жертву властелину
подземного царства.
Немного отдышавшись, двинулись через Зубы Дракона по направлению к 2-ой централке. Стены чуть-чуть отступили, стало возможным двигаться на коленях. Вывалившись из какой-то дырки в стене, мы очутились в широком штреке под названием Верхнекитайский проезд (он же 2-ая централка). Потолок поднялся до 1 метра 40 см, ширина прохода достигла 2 метров. Да здесь уже можно было жить. В этой части лабиринта возможно было двигаться на двух конечностях, чем мы и воспользовались с превеликой радостью. Кто-то волочил рюкзак за собой по земле, кто-то нес в руках, но безусловным хитом стал перенос баула на полусогнутой пояснице в положении в раскоряку. Как согбенные временем карлики мы продвигались вперед вдоль стен из серо-желтых камней, сильно сопя и пыхтя, а также издавая разные другие звуки и восклицания, особенно ярко выражающие всплеск эмоций при встрече с препятствиями. Местами виднелись свежие сколы породы и лежали здоровые плиты упавшего известняка. Под потолком, то есть прямо на уровне носа висели летучие мышки. Сей зверь в сложенном состоянии не превышает размерами обычную мышь, абсолютно не реагирует на свет и вообще ведет себя довольно инфантильно по отношению к названным пришельцам. При попытке разбудить себя при помощи тыканья пальцем издает шипящие звуки, а просыпаться все равно отказывается. Более того, он умудряется летать по подземному лабиринту в полной темноте, не только не натыкаясь на стены, но и с приличной скоростью.
На данном этапе путешествия я немного устал от постоянного хождения согнувшись в три погибели и решил чуть-чуть передохнуть. Для этого я расположился на своем рюкзаке и слегка привалился к стене каменоломни, погрузившись в некие важные вопросы бытия. То ли по причине "небольшой" расредоточености, то ли еще почему, но я не заметил снующего туда-сюда Сухова и пребывал в совершенной уверенности, что он мимо меня не проходил (естественно не проползал). Каково же было мое удивление, когда при доползании до входа в Яблочко выяснилось, что Дима не только прошел мимо меня к выходу, но и что даже разговаривал со мной, сказав что пополз в выходу, встречать пребывающего Лёху, причем был не один, а с Денисом. Чудеса да и только. Мы вползли в грот Яблочко и в ожидании Сухова приступили к готовке еды, тем более что к тому времени, судя по показаниям приборов было уже пять часов вечера. Дима и Андрей отправились с пластиковыми бутылками набрать воды из водокапов, а я опять был главным специалистом по горелке, макаронам с тушенкой, в общем поваром.
Через час вернулся расстроенный Сухов с Денисом, но без Алексея. Много позже выяснится, что они разминулись всего на 15 минут. Откушав, чем бог послал и слегка взбодрившись огненными жидкостями (совершенно чуть-чуть для поднятия тонуса) мы решили прогуляться по системе без рюкзаков налегке. По причине предыдущей бессонной ночи Павел остался в лагере. Он завернулся в спальник и, упав на пол пещеры (единственное место где можно было выпрямиться в полный рост) в дальнейших событиях вплоть до следующего утра не участвовал. Для начала пока народ собирался с силами я решил пройтись по системе одному. Двинулся по централке и добрался до установленного на развилке железного сваренного из труб креста. Ход налево ощутимо сужался и я повернул на право, но и тут через некоторое время потолок стал настолько низко что пришлось опять возвратиться в позицию карлика. В этот момент я вспомнил, что пошел пройтись в совершенном одиночестве и со всего лишь единственным фонариком. Вдруг вспомнились все леденящие кровь рассказы о том, что случается, когда человек остается в пещере без света. Смех, смехом, но почему-то ноги вдруг сами понесли обратно, к месту стоянки.
При приближении к месту привала друзей еще издали я понял, что начались какие-то безобразия. Оказалось, что Андрей воодушевленный подземными странствиями решил выразить свою искреннюю радость торжественным сожжением бенгальского огня громадного размера. Чудовищных размеров и силы дымовуха буквально поглотила все вокруг. При подходе к месту преступления я двигался в сплошной стене дыма - дышать не было никакой возможности. Все плыло в желтом дыму или тумане. Должно быть именно так и выглядит "ад кромешный". Тем не менее всем спустившимся в систему впервые я советую повторить эксперимент, дабы подавить в себе в дальнейшим подобные желания. Поверьте, все что рассказывают мастера спелеологии, ерунда по сравнению с личным опытом. В последствии вы сами будете удивлены, когда при любом предложении поджечь что-то в системе, ваша реакция будет молниеносной, можно сказать рефлекторной, в лучшем случае словестно-риторической (с элементами поучения и одновременно народного фольклора) в худшем дело кончиться членовредительством затейника.
Потом после веселья с пиротехникой при хождении по системе мы еще около полутора часов проходили сквозь облака дыма во второй, третий и последующий раз убеждаясь в не безосновательности некоторых советов. Сил оставалось совсем мало и мы прогулялись по централке до Почтового ящика. Синего цвета металлический ящик для писем (еще советского типа) был доставлен заботливой рукой в самый тупик Верхнекитайского проезда. Не хватало только почтальона, видимо время доставки писем было другое и мы разминулись. После дошли до засыпанного входа №2. Везде висит платами глина. Кажется только тронь и конец всему. На обратном пути заглянули в Крезы и вернулись обратно в Яблочко. Здесь Сухов, окончательно утомившись, забрал всех своих спать, а мы решили еще "немного" прогуляться.
И прогулялись, как потом выясниться, еще на
целых три часа. Прошли мимо свалки №3 в
Метрополитен. Обнаружили там
совершенно недокументированную на карте горницу
с запасами воды в пластиковых бутылках, каменным
столом, старой керосинкой и крюком под потолком
пещеры. Мало того что высота потолка здесь
позволяла свободно стоять даже двухметровому
человеку, пол был расчищен от камней и как будто
подметен. На полу пещеры лежали металлические
рельсы. Шпалы если и были то давно уже сгнили от
времени и поблескивающие ржавой позолотой
времени рельсы росли прямо из глиняного пола.
Вышли на 3-ю Централку и совсем уж было собрались
двинуться в лагерь для принятия горизонтального
положения, как вдруг мне в голову пришла светлая
мысль прогуляться аж до Геркулесовых столбов. В
каком то описании спуска в систему данное место
фигурировало как самая отдаленная точка. Сначала
добрались до водокапов, по дороге снимая на
видеокамеру полет летучей мыши, ловя ее в
перекрестие двух мощных велосипедных галогенок.
Темп передвижения стал совсем уж смешным: десять
минут на карачках, потом пять минут привал, потом
восемь минут на карачках, семь минут привал. И
только когда время привалов стало заметно
преобладать над временем продвижения, мы
достигли, наконец, шкурника под названием Изврат.
Узкий пролаз в глине вел немного вверх, потом на
середине поворачивал на 90 градусов, затем
спускался вниз и наконец, о радость выводил в
более просторный ход.
Ползти было страшно,
но и смотреть на верх не хотелось. Нависающие
пласты глины и судя по карте отсутствие другого
выхода наводили на весьма неприятные мысли о
конечности земного существования, а подземного
тем более. Ползти с камерой было затруднительно и
нам пришлось передавать ее с рук на руки сквозь
шкурник, разворачиваясь и заползая в него
обратно передом до середины. От опасного
шкурника и до самих Геркулесовых столбов крепей
не было, виднелись следы свежих сколов породы,
под ногами чавкала мокрая в лужах глина, а
лабиринт потерял всякую стройность и понятность.
Почти интуитивно мы добрались до Геркулесовых
столбов, которые предстали среднего вида пещерой
с большим числом каменных подпорок, стоявших
преимущественно по центру свода. Цель была
достигнута и мы быстренько (со скоростью
черепахи, инвалида войны) поползли обратно в
Яблочко, куда и добрались вовсе без приключений.
Ночевка ничем особенным не запомнилась. Из основных наблюдений: ночью в пещере особенно темно, просто ни черта не видно. Можно до одурения таращиться в темноту, закатывая веки и изо всех сил выпучивая глаза, но даже после получаса подобных упражнений результат нулевой. Странное ощущение - совершенно точно знаешь, что стена находится в 5 см от носа, но стоит только погасить фонарь и все пропадает в никуда. Также небезосновательно отмечено, что несмотря на 10 градусов тепла, лежать на камне очень даже холодно (вывод прост - берите девушек в пещеры).
Условное утро наступило в девять часов опять же условного утра. Не петушок пропел зорю и не солнца лучик разбудил отважных спелеологов, это сердитый Сухов на чем свет стоит хвалил систему Силикаты и то безграничное удовольствие, что он получил в предыдущий ползодень. Прикинув тяжесть обратной дороги, мы приступили к уничтожению гигантских запасов провизии, которые каждый считал своим долгом затащить в систему. Пока мы питались, Паша и Денис пошли прогуляться по системе. В результате получили массу удовольствий и благодаря заботе товарищей остались без каши. Часов в 12 двинулись в обратный путь по той же самой тропе. В прямом и переносном смысле было больно смотреть на идущего в полный рост Антона. Успешно прошли Зубы Дракона и Автопарк и лишь в одном месте по ошибке завернули в тупиковый шкурник. Ползущий впереди меня Денис настолько уверенно прокладывал дорогу между все сужающимися сводами, что я не колеблясь резво полз за ним. Ход сузился настолько, что в стороны оставалось не более 10 см и около 2 вверх. Бочком, бочком, одна рука вперед, вторая за собой волочит рюкзак. Все шло хорошо и забавно, до тех пор пока сзади ползущие не решили нас остановить, указав на неправильность выбранного пути. Пока происходила сверка карты и некое подобие просмотра, мы лежали, перевернувшись на спину и прямо носом в потолок. Никогда бы не подумал, что человеку для жизни нужно столь мало места и уж совершенно точно теперь известно, сколько его будет предоставлено в ее конце. Развернуться было абсолютно невозможно и выползать из шкурника пришлось загребая землю носками ног. Как говориться жить захочешь, еще не так раскорячишься.
Через полчаса добрались до выхода и вопреки сильно преувеличенным слухам о пустоте подземелий встретили толпу из 25 спелеологов в синих праздничных костюмах и с фонарями на оранжевых касках. Только позже на поверхности я осознал, насколько контрастно смотрелись мы рядом с ними после дня ползаний по глине и известняку подземелий. На радостях по поводу близости выхода раздарили им все свои карты и даже пытались всучить остатки еды. И вот он долгожданный выход.
УРА, дневной свет. Как же хорошо поваляться в снегу и увидеть над собою небо.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КАК? СХОДИТЕ В СИСТЕМУ - УЗНАЕТЕ.