Алексей Тихонов
Кольский полуостров, Август 2000
Мурманск - Кола - Два ручья - Абрам мыс - Междуречье - оз. Килпъявр - Первомайский - Старая Титовка - Спутник - Печенга - Зеленый городок - 19 км - 34 км - Заполярный - урочище Пахта - Никель - Приречный - Верхнетуломский - турбаза гидростроя - Вува - Гирвас - Ковдор - Ена - Пиренга - Рябинушка - Апатиты - Кировск - пер. 500 m (1111 m) - Кировск - Апатиты
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
21.08.00 |
53.47 |
53.47 |
3:05:35 |
17.3 |
54.5 |
Проснулись около 8 часов в поезде Москва-Мурманск. Когда-то давно был Ленинградский вокзал, очень теплые проводы нашей компании, шампанское и пирог.
Поезд в котором мы ехали оказался очень симпатичным: он имел в своем составе несколько современных купейных вагонов, плацкартных, которые были почти не заполнены и пассажиры в них получали удовольствие от поездки и видов за окном. Был только один недостаток - единственный отстойнейший общий вагон, в котором мы собственно и ехали в постоянной борьбе за купленные нами места.
За окном стали появляться сопки и вскоре поезд подъехал к ним достаточно близко и стало возможно разглядеть не только темные силуэты гор на фоне светлеющего неба, но и отдельные вершины. Скоро пейзаж за окном украсила речка Кола, быстро текущая по порогам вдоль полотна железной дороги.
Картина за окном менялась довольно быстро, но не медленнее таял завтрак в нашем купе.
Выгрузились быстро. Было солнечно и тепло. На вокзале толпились спасатели подводной лодки в кителях и с видеокамерами они ждали подкрепления с поезда и, пытаясь сделать значительные лица, напоминали скорее персонажей мыльной оперы.
Сперва решили официально оформить наш маршрут в Компетентных органах. В Милиции удивительно вежливо и ... направили нас к пограничникам. Пограничники находились на высокой сопке с отличным видом на город, точнее там находилось здание, а сами доблестные защитники рубежей обедали (обед с 13:00 до 15:00) о чем нам очень вежливо объяснил офицер на входе. Стоит отметить, что на всем протяжении похода мы встречали только доброжелательное отношение местного населения к нам и к окружающим. Вероятно суровые условия жизни делают людей более внимательными друг к другу. Времени было много, время было обеденное и не прошло и 15 минут как мы уже заносили байки в уютное кафе, носили из соседней столовой дымящийся супчик, и вскоре разговоры сменились треском за нашими ушами. Пограничники без заминки показали где нам можно проехать, а где нельзя, подтвердили маршрут печатью и отправили телеграмму в пункты наших встреч с погранзаставами. День начался замечательно и вскоре, отправив на сообщение на "Velozonu", мы катили по городу в направлении моста через Колу, где и начинался маршрут. Из за позднего выезда пробег в этот день был небольшим. Дорога сразу начала подниматься вверх на сопку, откуда открылся замечательный вид Мурманска, расположившегося на с двух сторон сопки. Вокруг нас толпились сопки, выглядывая из за покатых плеч друг друга и дивясь редкому в этих краях зрелищу: как шестеро байкеров штурмуют склоны и шурша слетают с вершин. Меж сопок уютно расположились озера с необыкновенно чистой и холодной водой. Меж двух таких озер и находилась наша первая стоянка. Черники было не очень много, но зато набрали к ужину грибов. На ужин сделали вермишель с соевыми кусочками и вареные грибочки.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
22.08.00 |
131.03 |
77.56 |
4:17:19 |
18.1 |
53.5 |
Встали в 8. Быстро позавтракали и выехали где-то без четверти 11. Дорога так и вилась по склонам сопок, обходя вершины. Всего в этот день мы проехали километров 5 по горизонтальной дороге. Необыкновенной красоты озера и ручейки то появлялись, то пропадали за очередной вершиной. Напротив одного такого озера мы остановились перекусить черники. Забрались на гору с другой стороны дороги. Черника на вершине была еще вкуснее от того какой красивый вид открывался с высоты. Достали и сухофрукты со Сникерсами. Дальше начинался затяжной подъем который дался нам с трудом. Хотя затраченные усилия с лихвой компенсировались видом, который открывался с вершины сопки, куда мы заехали: дорога змейкой вилась вниз и пропадала между гор. Стали встречаться памятники ВОВ: сначала увидели обелиск, установленный на вершине сопки у дороги, а потом целую площадку с танком на постаменте. После пожалуй самого длинного подъема в этот день начал накрапывать дождик и мы свернули с дороги, чтобы переждать его под тентом, натянутым между байков. Рядом стояла фура и водитель, увидев нас тут же вышел из машины и предложил переждать дождь у него в кузове. Под тентом перекусили шоколадом, оскарбительной кислотой и глюкозой. Природа по мере нашего движения на север постепенно менялась. Деревья встречались все реже, и все больше невысокие. Чаще сопки были покрыты ягелем или торчали голые камни. После дождя похолодало и пришлось надеть куртки. У Старой Титовки проехали первый КПП. (Пришлось добывать паспорт с самого дна рюкзака.) Опять начался дождик и мы неподалеку от КПП опять спрятались под тент. Стали смотреть карту. Оказалось, что недалеко от нас расположен водопад. Часы показывали 18.05 и решили искать стоянку у водопада. Водопад нашли быстро. Место для стоянки тоже. На осмотр ушло около часа. Водопад оказался двухъярусным. Первый ярус разливался с широкого порога мощно и широко, а второй, более узкий и высокий, был разбит на середине высоты еще на две струи. Немного в стороне от основного течения на верху стояла развалившаяся водяная мельница. С другой стороны реки возвышалась высокая сопка, покрытая лесом. Сготовили рис с соевым фаршем и обилием специй. Легли спать.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
23.08.00 |
209.33 |
78.30 |
4:31:56 |
17.2 |
56.0 |
Утро встретило нас густым туманом. Не видно было даже сопки, что возвышалась на том берегу реки. Было не холодно, скорее прохладно. Проснулись в 8 и к 9-и уже был готов завтрак. Солнышко обозначилось на небе расплывчатым пятном, потом стало видно его контур, и когда мы были готовы к выезду туман стаял и установилась теплая солнечная погода. Такие превращения, когда с утра мы мерзли в polar'е, а потом ехали в короткой велоодежде происходили не раз в этом походе. (И это одно из приятных превращений здешней природы.) Не удержались от того, чтобы еще раз сфоткать водопад и двинулись в путь. Проехали "Титовку" и дорога потянулась вдоль р.Большая Титовка. Здесь ни что не говорило о горной сущности реки: гладкая, спокойная поверхность, крутые с осокой берега, степенное движение воды - полная противоположность тому, что мы видели чуть ниже по течению. У меня в рулевой обнаружился небольшой люфт, но ключа "на 36" не было ни у нас ни у жителей Титовки и пришлось ехать так.
Почти сразу при выезде из Титовки нас обогнала колонна из 2-х автобусов, 3-х БТРов и военного ГАЗика. Один из БТРов с блатным номером 444 мы встречали еще не раз. У них накрылся редуктор одного из мостов и экипажу приходилось останавливаться около каждого озера и поливать его водой. На одной из таких остановок я к ним подъехал и спросил ключ на 36, чтобы подтянуть рулевую, но у них самый большой ключ оказался на 29.
Дорога тянулась вдоль сопок, но таких крутых подъемов как вчера не было и мы очень бойко проехали около 30и км до военного городка "Спутник". там мы остановились поесть черники.
Настроение супер: нас ждет обед в Печенге и 52 км до Никеля. Обед был славным. Поели солянки, по 2 вторых блюда и пирожков(с картошкой у них не очень получились). Сразу ехать было тяжеловато и мы прокатились к заливу.
Видели мемориал погибшим во время ВОВ. Не спеша поехали дальше к Никелю. При выезде из города на встречу шла аборигенша такого вида, что и в страшном сне не привидится к тому же еще и в военной форме.
На заметку шпионам: в городке сосредоточено много военной техники, а какой - не скажу. Дорога справа от асфальта имеет грунтовую полоску "для тракторов" по которой нас пытался догнать гусеничный БМП. Обогнал какой-то МУ&@% выпустив из своей развалюхи перед нами черное выхлопное облако.
Покрытие в этих местах - залитая битумом каменная крошка и накат по такой поверхности почти отсутствует. Дорога, обычно двухколейная и не ровная в одном месте на несколько километров расширилась до ширины МКАДа и стала на удивление ровной то есть ни влево-вправо, ни вверх-вниз, да еще и без кочек. Решили что это запасная взлетно-посадочная полоса, тем более что вдалеке был виден гражданский аэродром.
Доехали до Приречного. После продолжительного подъема оказались в городе, понятное дело у Продуктового. Несмотря на "полный автоном" накупили всякой всячины кефира, пива и даже тортик на ужин. Соя конечно хорошо, но иногда хочется еще чего ни будь.
При выезде из города увидели карьер и комбинат по ее переработке: дым, темно бурые отвалы отработки и до горизонта ни единого намека на растительность. Только бурые сопки и невысокие белые скелеты деревьев. Вдалеке в подзорную трубу видели странное сооружение, оказавшееся самой глубокой в мире скважиной 13-14 км в глубь. Ехали довольно долго, пока за долгим подъемом, не столько душевным, сколько в горку, увидели озерцо. Туда и направились на стоянку.
По виду болотистые берега оказались сухими, но густо одетыми мхом. Вокруг росли (сухих было значительно больше) невысокие березки. Кровососущих почти не было. Искупались, попировали. Я остался в лагере, а народ отправился смотреть на странного вида антенну, что стояла на горке откуда мы спустились на стоянку.
Легли спать на высоте 315м.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
24.08.00 |
290.25 |
80.92 |
4:59:49 |
16.2 |
48.0 |
До Никеля оставалось немного и, позавтракав, мы тронулись в путь.
Вокруг был пейзаж "Остатки северной природы после атомного взрыва" - выжженные сопки буро-коричневого цвета, совершенно без растительности и каких либо признаков жизни на много километров.
Вскоре мы увидели причину этого кошмара - комбинат города Никель с обилием труб из которых густой пеленой в сторону от города валил дым (интересно что будет если ветер сменит направление).
Вдали видны были сопки Норвегии. (Достался же им сосед.)
На город мы смотрели со стороны, с высокой сопки. Город с комбинатом напоминал какого то гигантского насекомого: Тушка-город с разноцветным панцирем, тонкая шейка и голова-Комбинат со страшными усами-трубами и лапками-дорогами, что раскинуты по окрестным сопкам. Спуск с "сопки обозрения" был долгим и приятным: почти 4 километра можно было нестись под горку. Снизу природа резко изменилась. Вдоль дороги толпились невысокие непривычно зеленые березки, елочки и даже встречались местные жители. Здесь был выбор как ехать дальше до "Верхнетуломского" вдоль границы - вокруг по асфальту или по грунтовке - поближе по грунтовке. Выбрали грунтовку. Первые несколько километров ехали очень медленно 7-10км/ч и тяжело: вначале покрытие состояло их камней с кулак, которые только начинали ровнять, а дальше из свеженасыпанной ровным слоем крупной каменной крошки черного цвета, вероятно измельченные на обогатительном комбинате остатки от никельной руды. Дальше дорога стала получше - накатанная грунтовка. Доехали до водопада свернули посмотреть и подкрепиться черничкой орешками и шоколадом. Увеличение скорости не прошло даром: на одном из спусков под Димино заднее колесо бросился Камень-камикадзе. В итоге - восьмерка. Стоянку нашли в живописнейшем месте: перед нами журчала меж камней небольшая речка с ключевой водой, за нами был лесок с грибами, рядом было болотце с сопутствующими кровососущими. Дима второй раз был наказан - покусан мошкой пока правил обод. Несмотря на обилие мошки (тогда я думал что ее здесь много) ужин удался на славу. Были грибы, жареные соевые рыбки и мед к чаю.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
25.08.00 |
359.45 |
69.2 |
3:37:00 |
20.4 |
37.0 |
Встали в 8. Собирались очень быстро из за мошки, которая набрав за ночь сил просто объедала все открытые части тела. Позавтракали (Съели последний лаваш), Алекс с Людой сразу пошли ждать на дорогу, где мошки поменьше, потом к ним присоединился и я. Витя и Дима с Наташей подошли следом. Помазали цепи и тронулись в путь. До Верхнетуломского оставалось 90 км.
Ехали вдоль озер ровно, не спеша. Над озером, выстроившись в неширокую полоску висели почти недвижимые тучи из которых кое где шел дождь. Было солнечно и тепло. Перед КПП на развилке остановились, перекусили брусникой и черничкой, шоколадом.
На КПП проверили паспорта (я зарекся убирать паспорт на дно рюкзака). Очень проницательный офицер, иначе как бы он меня небритого в бейсболке и в темных очках узнал на фото в паспорте, пожелал счастливого пути и мы тронулись дальше. Вскоре въехали под полоску облаков, сразу стало холодно, одели куртки. Начал накрапывать дождик. Решили останавливаться и накрываться тентом, как увидели знак стоянки и беседку - поехали туда. Как раз в этом месте предусмотрительные финны построили беседку, стоянку для автомобилей, эстакаду, оставили канистры для старого масла и море битого стекла и мусора за беседкой.
Времени не теряли - пока шел дождик перекусили. Проехали гудя и махая руками за окнами два финских автобуса. Дождь тем временем стих. Поехали дальше.
Дождевая туча почти не двигалась и мы ее быстро догнали. Дождь по мере нашего продвижения вперед все усиливался и мы решили опять останавливаться под тент. Только накрылись - дождь стих. Еще немного поиграли в догонялки с тучей, одели дождевики. Дорога к тому времени совсем развернулась под тучу и дождик шел уже постоянно. Причем вокруг нас и слева и справа было ясно не облачка, а над дорогой, повторяя изгибы висела дождевая туча и шел дождь. Когда это безобразие закончилось до Верхнетуломского оставалось чуть больше 20и километров. Остановились напротив таблички, приглашающей на турбазу Лотта. Название понравилось и решили поехать посмотреть что за база такая. Там и остались. Домик, на первом этаже которого нам предложили заночевать был с печкой и газовой плитой без газа. Растопили печку, высушили одежду и обувь, сварили на печке фирменного супчика этого похода. Перед едой поправили здоровье медом, причем Люда и Дима его мешали с чаем, а Алекс, Наташа, Витя и я со спиртом. Растопили баню для Люды с Наташей и мы с Алексом пошли купаться, а Дима устроил постирушки. Спать, все кроме меня легли в домике (я на прохладе в терраске).
Ночью к нам на второй этаж подселили веселую компанию, но т.к. температура на втором этаже от нашей печки была как в сауне им пришлось почти всю ночь под звуки авто магнитолы тусоваться под окнами.
Несмотря на все их старания выспались мы на славу.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
26.08.00 |
456.00 |
96.55 |
6:20:27 |
15.2 |
48.0 |
20-ку проехали быстро и незаметно, сначала - подъем, в город - спуск. В городе накупили всяческой еды. (Не подумали о хлебе, о чем позже пожалели). Местные жители имели весьма смутное понятие о дороге с Гирласа на Ковдор. Одни говорили что дорога есть, другие, что мы там не проедем, кто то вообще ничего не знал. На карте дорога на одном листе начиналась, а на следующем не значилась вообще. Единственная дорога на Ковдор по карте была из Верхнетуломского.
Решили ехать по маршруту. Во - первых что такое 30 км по болотам за 2 дня? - ерунда, во вторых всегда можно вернуться.
Проехались вдоль дамбы, что держит все озеро. Пока народ фоткал ворота и старое русло я попробовал зайти на насыпь, но откуда ни возьмись на верху появилась тетка и начала кричать, что нельзя и все такое, пришлось отставить. Поесть решили на берегу водохранилища. Завтрак удался на славу тем более, что в поселке накупили всяких вкусностей. Без труда мы уписали ? всего хлеба. Несмотря на свою нелюбовь к печенке и грибам Витя уписывал печеночный паштет с грибами так, что за ушами трещало.
Не спеша тронулись в путь. Началась грунтовка, состоящая из многочисленных ямок, ухабов, камней и песка. Скорость удавалось держать не более 8-10 км/ч.
Вдоль дороги по лесу ходили толпы местного населения с корзинками, рюкзаками и прочими емкостями. Постоянно слышались окрики, ауканье. Была суббота и народ вышел попастись.
Постепенно раскатились, хоть и ветер был в лицо держали в среднем 15- 17км/ч. Все реже встречались аборигены, меньше стало машин. Слева начался Лапландский заповедник.
Нашей целью на тот день была долина между самыми высокими сопками в округе (около 900м) с тем, чтобы устроить полу дневку и подняться на верх.
Проехав всего около 80и начали искать стоянку. Как выяснилось шестерым в общем то усталым путникам найти подходящую для всех стоянку не так то уж и просто: То одному, то другому стоянки не нравились по различным причинам. У Люды так вообще проснулось n-е дыхание и она умчала вперед. А мест было не много. Слева была болотистая низинка и справа вдоль дорожной насыпи тоже стояла вода. Так, озираясь по сторонам и останавливаясь время от времени, проехали еще 15км. И не зря.
Стоянка была в лесу на холмике недалеко то дороги. Рядом, огибая стоянку, журчал горный ручей. Черники было немного, но ее хватило на превосходный молочный коктейль - сюрприз который приготовила Наталья на ужин.
Пробег был большим, к цели мы приблизились существенно и по этому поводу на завтра решили поспать подольше.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
27.08.00 |
519.10 |
63.1 |
4:39:00 |
13.6 |
35.0 |
С утра решили на гору не идти: не ясно что впереди, а горы мы видим далеко не в последний раз.
Поели и тронулись в путь. Дорога была не скучной - то яма, то канава, то спуск, то подъем. Проехали несколько речек и ручьев. За нами то и дело открывался вид гор, которые мы так и не покорили. С одной из высоток показался кусочек озера - верный признак близости Гирласа. На горочке рядом с поселком несколько дорог шли влево, по направлению к Ковдору и это радовало.
После продолжительного спуска появился поселок, точнее полуразваленный гараж, рядом мертвый дизель и бочка из под солярки, а сам поселок находился чуть ниже у реки. Спустились в поселок. Вдоль дороги стояли в два ряда вагончики и подобные хибарки. Напротив этой "улицы" была свалка всякой техники, что умерла в окрестностях Гирласа. В нескольких домах шел дымок их труб. В крайнем домике заметили местного жителя - коренастого мужичка, который вышел посмотреть на странных гостей. У него узнали про дорогу, что она есть и свернуть на нее надо в 9и км от поселка (грунтовка шла дальше к границе), а до Ковдора по его словам около 100км. Пока народ осматривал окрестности мы с Натальей подъехали опять к мужичку и спросили есть ли у него рыба, он стал извиняться, сказал что рыбы нет, форель ловиться плохо, после чего вытащил тазик с десятком малосольных Сигов. Нам они показались еще какой Рыбой и мы взяли ("Берите так") пару рыбок с локоток ростом.
Напротив жилой части поселка находился мысок с домиками, но необитаемый. После недлительных (около часа) поисков и осмотра различных мест для стоянки встали таки там.
Дров вокруг было достаточно. Сварили супчик. Искупались. Дима первый раз за поход залез в воду. Алекс почистил рыбу и мы полакомились свежим сигом. Витя добавил в список несъедобных продуктов к печенке и грибам свежего малосольного сига. После ужина долго пили чай. Легли спать.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
28.08.00 |
590.2 |
71.1 |
5:22:04 |
12.6 |
35.0 |
Раскатились в этот день быстро. Дорога была то подъем, то песок, то подъем с песком. Вскоре лес закончился, стало холодно и пришлось одеться. Тут и дорогу нашли. Вообще их уходило в ту сторону несколько, но эта была наиболее укатанная. После небольшого совещания тронулись в путь. Дорога, обильно сдобренная камнями, не давала разогнаться и частенько в горку ехалось быстрее чем с горки. Выше 8- 10км/ч я вообще не разгонялся, а цепь не покидала 1-1. Несмотря на такую поверхность удавалось большую часть маршрута все-таки ехать. Вокруг росла непуганая черника, брусника и голубика, необыкновенно сладкая и крупная как на подбор.
Во время первой остановки я так наелся, что на ягоду дальше уже не смотрел. Народ же, особенно Витя и Наташа то и дело во время коротких остановок- заминок собирали по несколько ягодок. Наталья так вообще не выдержала и завалилась в черничник вместе с байком - еле оттащили ее о ягоды ? . Через 10 км перешли в брод небольшое, длиной метров 6-7 болото. Дорога улучшилась, можно было катить уже 10-15 км/ч. Стало понятно, что если так покатит и дальше мы этот участок до Ковдора проедем не за 1 так за 2 дня точно. Проехав 45 км выехали на знакомое покрытие - грунтовку. После того, что мы уже проехали она казалась скоростным шоссе.
Проехала машина, потом вернулась. Вышли водитель с пассажирами. Оказалось вернулись спросить как дела, откуда едем, куда и что до Ковдора осталось ровно 65 км такой грунтовки. Воодушевленные мы поехали дальше. Через 30км перекусили ягодой и сухофруктами. Вскоре над лесом появилась пограничная вышка (не зря я убрал паспорт). Мы проехали ее стороной и выехали прямо на Российско-Финскую границу. Я видел ее "в живую" в первый раз, но и проволочный забор и волнистая полоска перед ним, разве что цветов на пограничной полосе не было - только елочки необычайной красоты.
Попозировав перед фотоаппаратам поехали дальше. Вдоль границы то и дело попадались часовые Родины с собаками и без, но все с калашами. Алекс спросил одного из них можно ли его сфоткать, тот засомневался и позвонил начальнику, начальник фоткать разрешил. Правда потом у всех проверили паспорта. Вдоль границы ехали порядка 10и км. Дальше, после КПП и стандартной проверки документов, дорога, а мы за ней, свернула от границы к Ковдору.
До города оставалось около 20км. Проехали уже много и решили искать стоянку с тем, чтобы по отработанной схеме проехать завтра остатки расстояния натощак, а поесть уже в городе. Тут Дима только ему ведомым чувством почуял, что именно на вершинке справа от нас есть вода и стоянка. Так и оказалось. Стояли на полянке с видом на границу и заграницу. Устилал ее толстый слой мха, где не долго думая разлеглись как две морские звезды Наташа и Люда.
Поужинали на славу. Наталья добыла Виолу, печенье, порезали колбаски. Рядом со скатертью привычно лежали грибочки. Хоть мы их и не готовили, но приятно что они есть. Легли спать.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
29.08.00 |
680.10 |
89.9 |
4:24:31 |
20.4 |
44 |
С утра над границей как и положено хмуро ходили тучи. Над нами весело порхали мушки. Решено было ехать до Ковдора без завтрака и поесть уже там. Собрались, переоделись уже на дороге и тронулись в путь. На пути нас ждало несколько тягунов, спусков и участков с разбитой дорогой. Светило солнышко. Ехать было легко.
Перед Ковдором мы попали на карьер. Опять до горизонта горы отработки, раскуроченые горы и вдалеке - обогатительный комбинат. Поехали дальше - в город. Через сотню метров у Алекса Сломалась стойка багажника. Попытались прикрутить ее подручными средствами, но получалось ненадежно. Решено было рюкзак - штаны повесить мне (благо багажники одинаковые), а спальник и мешок с продуктами я отдал. Вскоре начался асфальт и мы быстро докатили до кафе "Гирлас".
Порции в этом ресторане были просто смешные и еду пришлось сдобрить плюшками со сметаной из кулинарии, что этажом ниже.
Выехав после еды на шоссе катилось необычайно легко и держать на спидометре 35 км/ч не составляло труда. Тем более, что Алекс и я ехали "на колесе" за Людой. Целью сегодняшнего дня был перешеек меж двух больших озер.
При подъезде к озерам еще на дороге нас начала атаковать мошкара. Некоторое время искали заезд на пляж. Заехали и встали на самом берегу озера. Витя снял рюкзак, положил его на землю, через минуту рюкзак окружило плотное облачко мошек. То же происходило и со всем остальным. Некоторое время помогал ветер с воды и на прибрежной полоске суши мошек не было, но потом и он стих. Из Ковдора привезли много вкусностей и ужинали очень вкусно. Особенный вкус еде придавала мошка, что была везде - сварилась в каше, прилипла к маслу, утонула в сгущенке... Засада полная. Аутан и дым от костра помогали слабо. Я жил только одной мыслью, что завтра с утра это кончится. Пока снимал кроссовки перед палаткой ноги искусали так, как если бы я стоял в муравейнике. Внутри уже лежали горки мошек - Алекс их потравил фумитоксом, грея таблетку на спичке. Я тоже немного подымил Фумитоксом и мошек внутри почти не стало. Зато снаружи по стенкам палатки непрерывно, как дождик стучались эти монстры. На завтра договорились сначала одеться и выходить из палатки вместе и насовсем, иначе загрызут. Поспать мне в ту ночь почти не пришлось - жутко болел живот, но утро все таки наступило.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
30.08.00 |
781.4 |
101.3 |
5:45:14 |
17.6 |
49.0 |
8:00 Утро было под стать настроению. К стуку мошек в стенки палатки прибавился стук дождика. Мы встали, собрали спальники, согрели воды в палатке, попили Люда с Алексом - кофе, а я - чай и поехали. Разбудить палатку с "Совами" так и не удалось - Дима что-то неясное пробурчал сквозь сон, а ждать их в сложившихся обстоятельствах не было ни какой возможности. Решили быстро выбираться и ждать их уже подальше от Этого Места. Проехав не более километра нашему взгляду предстала необыкновенно красивая картина - основная дорога поворачивала вправо, влево уходила насыпная по озеру грунтовка, вокруг были озера и дорога в дымке от дождя как бы парила над водой. Стоять было холодно и мокро - двинулись в путь. Решили что Сов подождем на развилке в 30и км. Ехалось легко, время от времени останавливались, чтобы перекусить. Окружающая природа радовала глаз своей неповторимостью и величием. То слева от нас появлялось из- за леса озеро с синим профилем гор на той стороне, то справа лес и отражение в озерце слились настолько, что их трудно было найти границу, то облака, зацепившись за вершину сопки толпились, толкая друг друга. Доехали до развилки. Рассчитывали ждать около часа. Не успели переобуться, как подъехали Дима, Наташа и Витя. Насекомых опять было немало и мы решили перекусить позже. Дорога свернула и ветер, как водится, стал в лицо, немного сбоку. Леха выкинул сломанный багажник. Трек напрочь отказывался катить голодного хозяина и я с трудом не отставал от группы. Наконец, через 20 км слева от дороги увидели 2х этажное здание на берегу озера, дорожку к которому преградил шлагбаум. Решили за домом укрыться от ветра и позавтракать. Хозяин этого строения, сухенький старичок, радушно предложил нам расположиться в одной из комнат, ем мы и воспользовались. Поели, погрелись, переоделись, Люда даже поспала немного. Тронулись дальше. До Аппатит оставалось около 50км. Ехалось легко, но скучно: асфальт, всего несколько плавных тягунов и спусков, база отдыха тракторов и несколько местных, что кричали вслед: "Ду ю спик, блин, инглиш...". За 28км до Аппатит появилось еще одно развлечение - отсчитывать километровые столбы. Традиционно перед въездом в город мы долго ехали вдоль неимоверно дымящей фабрики. Доехали до гостиницы и после некоторой заминки с заполнением анкет закинули в номера на 5й этаж рюкзаки и налегке поехали в рекомендованный Натальей ресторанчик. Попировали , сделали кружок по городу, вернулись обратно в гостиницу, немного поспорили с охранником и разошлись по номерам. После горячего душа я немного посидел с тетрадкой и лег спать.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
25.08.00 |
819.9 |
38.5 |
3:10:40 |
12.15 |
49.0 |
Проснулся по привычке в 8, уснул.
В 10 спать уже не смог, ополоснулся кипяточком (холодной воды не было) и отправился за завтраком в город.
На площади разворачивалась торговля, но палатка с плюшками уже работала. Я накупил плюшек, в магазине сметаны, молока, мороженного и вернулся в гостиницу.
Леха и Люда уже проснулись, Наташа и Витя признаков жизни не подавали. Мы позавтракали, разбудили Витю с Наташей и собрались на чай в комнате у Алекса с Людой.
Решено было уезжать в Хибины сегодня на две ночи. Через пару часов выехали.
До Кировска доехали быстро. В городе преодолели высокий подъем, в центре накупили провизии и поехали на перевал.
Некоторое время дорога шла вдоль трассы БеЛАЗов. Мимо проносились эти Монстры, увозя груды камня на переработку и поднимая с дороги пыль.
Несколько гор были искалечены: у них просто отсутствовал склон с одной из сторон зато был белесый срез на всю высоту горы. Вскоре наши дорога пошла в сторону от тропы БеЛАЗов и ехать стало приятнее, хотя и не так легко - ехали по недавно посыпанной камнями дороге. Встретили двух пеших туристов, возвращающихся в Кировск. В верхней точке перевала стали искать стоянку. Сначала решили встать у двух небольших луж, но Наташе с Людой не понравилось стоять на ветру и они уехали искать дальше. В конце концов нашли место в низинке. Далеко от воды, но на ровном месте. Поставили палатки. Я прогулялся на верх до снежника, правда пока донес снег он почти растаял. Знатно поужинали, осматривая в подозрительную трубу горы и строя планы на завтра. Легли спать на высоте 500м.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
01.09.00 |
841.30 |
21.4 |
1:26:19 |
13.2 |
37.5 |
С утра проснулся, взял Поларовую куртку, дождевик, фотоаппарат и пошел на верх. Алекс и Люда уже не спали, а Соседи - не знаю.
Над горами и чуть ниже висели облака и я хотел пройти сквозь них и пофоткать. Гора была пологая и можно было просто идти. Пока я шел вверх облака в середине горы уже рассеялись и остались только те, что висели над самой вершиной.
Дошел до того места, где вверх уже пришлось бы лезть, а обходить было довольно далеко, сфоткал все вокруг. Наверху постоянно моросил дождь, было прохладно. Я подумал, что наверное это из-за близости облаков. Решил что выше не пойду - мокнуть не охота, а лучше потом, когда облака раздует и начал спускаться. Пока дошел до подножья дождик не прекращался, ветер стих и стало понятно, что это надолго.
Народ уже позавтракал и, несмотря на дождь все пошли на гору, а я остался в лагере в палатке латать дыры в дневнике.
Вернулась Люда улеглась на остатки сухого места в палатке, рассказала что остальные забрались на вершину, уснула.
Пришел Алекс, весь мокрый. Рассказал что дождик надолго, что на самом верху острый хребет и за подъемом такой же крутой склон. Спускался с горы он вместе с Витей, но они попали в "молоко" и Алекс немного забрал в право, включил GPS и по нему дошел до палатки.
Решили собираться и уезжать. Во-первых палатка намокла т.к. тентом накрыли байки, во-вторых дождик не собирался заканчиваться и ждать на улице тоже означало мокнуть, в-третьих вообще находится без движения было холодно.
Пришел Витя мокрый и замерзший, сразу залез в палатку и на все вопросы отвечал невразумительно, но сказал что Наташа и Дима придут не скоро.
Начали собираться, решили оставить часть продуктов и кастрюлю, а самим рвать когти в гостиницу.
Алекс и Люда решили ехать в велоодежде и торопились поехать а я все-таки одел дождевик и у меня мокли только штаны.
Перед отъездом увидели вдалеке Наташу и Диму, Алекс с Людой решили их не ждать и ехать, я договорился с Витей, что вечером встретимся в магазине, где закупались накануне. (У него не было сомнений что нужно уезжать) и поехал их догонять.
До Кировска ехали очень быстро, байки колбасили по камням, но впереди было тепло и сухо.
В городе на железнодорожном переезде устроили небольшой завал - у Люды колесо попало между рельсом и покрытием и она упала, ударив коленку. Я хоть и ехал далеко остановиться не успел (перед переездом мы спускались с горки) и тоже, заблокировав переднее колесо подскальзнулся на рельсине (без потерь).
Первая гостиница была с финским названием и глухой горничной. Пока Алекс вел переговоры я узнал у какой то женщины что есть еще "Спорт", "Хибины" и "Северная" и туманное описание как их найти.
Решили искать дальше. В "Спорт"е не было горячей воды, а выглядела она как студенческое общежитие.
В "Хибинах" хоть и не было ни столовой, ни магазина, ни света на этаже и номера были на 5ом этаже, но была горячая вода и мы решили оставаться.
Я снял рюкзак с байка и поехал в магазин за продуктами и встретить ребят.
Магазину оставалось работать еще 2 часа, но как полагается он уже не работал, то есть все продавцы были на местах, прилавки были богато уставлены съестным, но купить ничего было нельзя - отсутствовали ярлычки с ценами. (Фантастика!!!)
Работали только хлебный и винный отделы (Что еще надо?), но хотелось большего, и после продолжительных переговоров мне удалось купить к хлебу и вину еще сыра и майонеза.
Появился Витя, чем расстроил стайку гопников, что уже долго наблюдала за моими перемещениями по магазину с байком.
Вчетвером поехали в гостиницу.
Дима и Наташа были немного расстроены тем, что мы таки забыли оставить им какую ни будь кастрюлю и им пришлось ехать за нами. После недолгих переговоров решили что мы втроем остаемся здесь, а Дима, Наташа и Витя едут сразу в Аппатиты. Завтра мы подъезжаем к обеду, вместе обедаем и едем на поезд.
Поужинали в комнате у Люды с Алексом, потом я пошел в свою комнату, развесил на все теплые предметы: лампы, лампочки, плафоны и светильники, а с утра еще и на балкон мокрые вещи. Перед сном решил погреться под душем, разделся, включил воду и за 20 минут, пока шла холодная вода замерз больше, чем за весь день. Немного погрелся и лег спать.
Дата |
ODO |
DST |
TM |
AVS |
MXS |
02.09.00 |
864.99 |
23.69 |
1:14:54 |
18.9 |
45.5 |
Наутро все вещи, кроме штанов, были сухими.
В 11 позавтракали и в час, после небольшой заминки со задачей номеров (у Алекса с Людой потребовали полотенца, которых в номере не было изначально) выехали в Апатиты.
У меня и Алекса совсем пропал задний тормоз, а передний ослаб так, что пришлось до упора выкручивать регулировочные гайки.
В 2 часа я уже будил народ в гостинице, правда они уже не спали, а грели чай в миске.
Мы с Алексом и Людой поехали подкрепиться плюшками с кефиром на площадь. К 3м подъехали и Наталья с Димой и Витей и мы поехали поесть перед отъездом в знакомое кафе.
Поели, вернее объелись на славу.
Подождали ребят у гостиницы. Тут Алекс заметил на теле своего Доминатора смертельную рану, точнее трещину. Мерида достойно умерла в конце нашего пути. После небольшой заминки со сдачей номеров поехали на вокзал. По дороге сфоткались с Лениным. Повстречали Доблестную милицию. Милиционеры поставили Витю в тупик: Ему по матюгальнику, что у них на крыше, на всю площадь было заявлено: "В нашем городе по газонам ездить не принято, покиньте проезжую часть". И остаток пути Витя преодолел по бордюру :)
В поезд сели без приключений.